Подготовка детей к школьному обучению

МОУ дополнительного образования «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Гармония»

Подготовка детей к школьному обучению

 

 

Комплексная программа по психолого-педагогической подготовке детей к обучению в школе (всего 60 занятий):
 

*  Модуль «Математика и обучение грамоте» (30 занятий)

*  Модуль «Развитие произвольного внимания и памяти» (6 занятий)

*  Модуль «Развитие мышления» (6 занятий) 

*  Модуль «Развитие связной речи» (6 занятий)

Модуль «Развитие мелкой моторики руки» (6 занятий)

*  Модуль «Развитие  осведомленности, восприятия, воображения, ориентировки в пространстве и на листе бумаги» (6 занятий)

 

1.  Актуальность.

 В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы  отмечена необходимость введения «Предшкольного образования» - образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных возможностей  для последующего обучения в начальной школе. В комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы РФ  входит разработка и апробация примерных программ образования детей старшего дошкольного возраста. Поэтому создание данной «Комплексной программы» отвечает требованиям сегодняшнего дня, является актуальным и перспективным в рамках решения государственной задачи по повышению доступности общего образования, выравниванию стартовых возможностей детей при подготовке их к обучению в школе.

В Концепции содержания непрерывного образования, утвержденной ФКС по общему

образованию МО РФ 17.06.2003, указано, что «…ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности,  инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.» Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и  осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важным являются навыки речевого общения, развитие мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

2. Социальная, научная и практическая значимость.

Анализ результатов ежегодного мониторинга на предмет  школьной зрелости выявил, что дети имеют недостаточный (низкий) уровень психологической готовности по следующим показателям: зрительно-моторная координация – 48,3 %, произвольное внимание - 47,8 %, развитие мелкой моторики руки - 42,2 %, формирование учебной мотивации - 36,6%, умение ориентироваться на листе бумаги - 26,6 %, развитие общей осведомленности - 29,7 %, развитие логического  мышления - 19,6 %. Исходя из полученных диагностических данных, следует сделать вывод, что дети, с которыми родители обращаются на консультации по вопросам готовности к школе, нуждаются в коррекционно-развивающих занятиях. Родителям будущих первоклассников необходима консультативно-просветительская помощь, т.к. большинство из них не имеют педагогического образования и не знакомы с возрастными особенностями детей 5-6 лет.

      Проблема обучения и развития шестилетних детей многоаспектна. Одной из важнейших ее составляющих является психологическая концепция этого возраста. Разработкой этой концепции в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов занимался коллектив под руководством выдающегося отечественного психолога Д.Б.Эльконина.  В соответствии с периодизацией развития ребенка, предложенной Д.Б.Элькониным, любой детский возраст характеризуется определенным типом ведущей деятельности. В дошкольном детстве  ведущей деятельностью ребенка является игровая. Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и памяти, мышления, восприятия, речи. Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, конструирование.   

3.  Значение для развития психологии.

 Популяризация и повышение значимости профессии психолога среди педагогов и родителей. Пополнение практического опыта (арсенала) совместной работы психолога с родителями, детьми и другими специалистами.

4.   Цели.

Целью комплексной программы является психолого-педагогическая подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста, позволяющая им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

5.   Аудитория: родители и дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

6. Основное содержание работы.

Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе. Для индивидуального обследования каждого ребенка до и после занятий используется набор диагностических методик, разработанных специалистами РГПУ им. А.И.Герцена. Результаты диагностики заносятся в «сводную ведомость». В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а так же те, которые нуждаются в дополнительных занятиях.   Для таких детей составляются индивидуальные программы развития, даются необходимые рекомендации. Для лучшего ознакомления родителей с методами и приемами работы, содержанием развивающих игр и упражнение с детьми, одним из условий проведения занятий является желательное присутствие на них одного из родителей. Еженедельно родители получают групповые и/или индивидуальные консультации специалиста в соответствии с темой проведенных занятий (модуль «Просветительско-консультативная работа с родителями»). Индивидуальные консультации с родителями по результатам обследования каждого ребенка до и после занятий на предмет психологической готовности  к школе проводит педагог-психолог.  С целью повышения эффективности проведения занятий по подготовке к школе и удовлетворения потребностей детей и родителей по окончании программы проводится анонимное анкетирование родителей.  Занятия по комплексной программе отличаются от школьных уроков. Они строятся на интегрированной основе с использованием игры и практической деятельности. Во время занятий дети учатся общению, правилам поведения в школе. Занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения со взрослыми (боязнь допустить ошибку, ярко выраженная тревожность, невротические расстройства и т.д.). 

7. Результаты.

Программа  апробирована с 2008 года и имеет положительные результаты. Высокую эффективность показывают занятия    по развитию сенсомоторной координации (74 %), по формированию учебной мотивации  (73 %),  по развитию произвольного внимания  и памяти (73 %), по развитию мелкой моторики руки (73 %) по развитию мышления (68 %).  В анкетах обратной связи по окончании занятий родители отмечают высокий уровень преподавания и внимательное отношение специалистов к детям,  доступность и занимательность материала, значительные успехи детей.

Вывод.

Данная программа закладывает прочную основу в дальнейшем образовании дошкольников. Она универсальна и готовит будущих первоклассников к занятиям по любой учебной  программе начальной школы.

Данная программа отмечена дипломом Х ежегодный национального профессионального психологического конкурса «Золотая психея» (г. Санкт-Петербург) в номинации «Проект года в психологической практике» - 2008 г.

 

Дата последнего обновления страницы 19.05.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»